2018,  Актуальное.

Средовая педагогика. Что это и почему создание среды так важно для гармоничного развития?

В последние годы мода на раннее развитие породила впечатляющее множество самых разных занятий для малышей. Раннее чтение, счет, география, иностранные языки, спорт, рисование, шахматы, музыкальное развитие, робототехника с пелёнок – в погоне за лучшим будущим для своего ребёнка родители водят родное дитя от секции к секции, от кружка к кружку, и обратно.

Наблюдать за этим немного печально.

Да есть дети, которые к трем годам знают все столицы миры, а к четырем могут перечислить перелетных птиц, все виды пауков, рыб южных морей и полезные ископаемые европейской часть России. Только знание это мёртвое. Информацию ребёнок получает готовую, а значит не имеет возможности самостоятельно её анализировать. Меж тем, головной мозг и ребёнка, и взрослого развивает только одно — решение нестандартных задач. Причем разнообразных.

 

Средовой подход к педагогике

Вообще говоря, для гармоничного развития ребёнка есть всего два, но очень важных условия. Первое – эмоциональный комфорт. Когда он знает, что любим, а мир безопасен. Что мама и папа на его стороне, что его переживания не обесценивают. Что его принимают таким, как он есть, с его мнением считаются, а в семье нет стрессов и манипуляций. В этой ситуации ребёнок не тратит сил на борьбу с миром, а энергия направляется в продуктивное русло.

А второе простое условие – дать ребёнку стать исследователем, подготовив для этого подходящую среду. Существуют понятия возрастной психологии и в два года ребёнку требуются не буквы. Ему хочется понять, что, от чего и как отвинтить. И что будет если…? Когда родителям кажется, что малыш просто марает лист бумаги, у ребёнка происходит открытие: «оказывается так можно оставить след!».

Рисование с детьми

В средовой педагогике нет специальных занятий, лимитированных по времени. Там есть интересные активности, мотивирующие детей к действию. Часто в разных пространствах – разная среда. Так, один ребёнок, наигравшись с водой за 15 минут идет в соседнее пространство рисовать цветной пастелью по цветной бумаге. А другой будет играть в воде еще долго. И если одному сейчас интересней переливать из ёмкости в ёмкость, то другой будет погружать в воду предметы и смотреть, что тонет, а что плавает.

 

Создание разнообразной среды

Запросы ребёнка различны на разных этапах. И из хорошей среды каждый ребёнок берет то, что ему актуально именно сейчас. Переходя от простых действий к более сложным, ребёнок решает различные жизненные задачки, соответственно, думает анализирует, ищет варианты.

Типичным примером средового подхода является монтессори-педагогика и реджио подход.

 

Как это может быть реализовано на практике в системе детского сада?

В нашем садике мы также создаём самую разную, зачастую невероятную активность. Мы поём под баян и гитару, сами делаем музыкальные инструменты, слушаем, как и что звучит. У нас много возможностей для свободного творчества и истинно увлекательной работы с краской. Мы качаемся в гамаках и на качелях, строим полосу препятствий. Мы работаем с водой, песком и манкой. Играем в глину, подключаем пластилин, воск. И всё это исследование материала, понимание мироустройства. Мы валяем из шерсти и шьем иголкой. Немного столярничаем и много конструируем. Делаем коллажи, режем, клеим, ставим импровизационные спектакли. При этом у нас почти нет готовых игрушек. Но много простых предметов – заменителей, которые в фантазии ребёнка могут стать чем угодно. А еще мы очень и очень много играем.

Напишите нам, если Вы разделяете идеи средовой педагогики и мы расскажем подробнее как этот подход может быть осуществлен в домашних условиях.

«Мастерская Тома Сойера». Детский клуб. Центр живого общения и свободного творчества.